RC-135 Елабужское городище / 7 мая 2012 / RP67KU
Экспедиции - Отчеты об экспедициях |
Наконец то состоялась долгожданная активация этого уникального места! Но, обо всем по порядку.
Когда все объекты программы RCA в радиусе 500 км. от Екатеринбурга были посещены, активированы, а многие и не по одному разу, ненасытные взгляды уральских активаторов были устремлены на Запад. В пределах одного дневного перехода оказалось Елабужское городище, на которое я облизывался уже не меньше 2 лет. Но, различные причины не позволяли осуществить задуманное. И вот, осенью 2011 года, после встречи в Казани с Евгением, RU4PG, предстоящая поездка стала обретать более-менее реальные черты. В марте-апреле были согласованы детали, определены даты и позывные, и я стал искать компаньона. После недолгих переговоров им стал Сергей, RZ9CJ, с которым мы уже отработали с 3 объектов программы.
Теперь небольшое традиционное историческое отступление. Итак, 1000-летняя Елабуга, ее "Чертово городище" и развалины булгарской крепости, от которой до наших дней дошла лишь одна башня. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B3%D0%B0)
Каменная башня Елабужского городища, так называемое "Чертово городище", – памятник булгарской культуры Х-XIV вв. Находится на высоком мысе у устья реки Тоймы. Руинированные остатки булгарской крепости-мечети, расположенные тут же, относят к XI в., не позднее. Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров. Археологические раскопки свидетельствуют, что здесь было поселение и в ананьинском (I тыс. до н.э.), пьяноборском (кон. I тыс. до н.э.) исторических периодах.
В булгарский период площадь крепости увеличилась почти вдвое (до 34000 кв.м.приблизительно такой же была площадь ранней Казани). Это был опорный пункт болгар в восточном Предкамье. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В булгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана.
Наугольная башня Елабужского городища по строению своему каменный пустотелый цилиндр с металлической кровлей в виде низкого купола. Высота 7,1 метра, диаметр внутреннего пространства 5,7 метра. Толщина стены уменьшается от 2 метров у подошвы до 0,7 метра в верхней половине, отчего нижняя половина архитектурного объёма получает коническую форму. Первоначальная кладка из неотёсанных камней на известковом растворе с алебастром сохранилась только с северной стороны. В 1834 году профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на "Чертовом городище" застал только эту башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов. В 1844 г. башня рухнула. Остался стоять лишь небольшой северный участок с арочным дверным проёмом и окном над ним. В 1867 г. по инициативе елабужского главы, купца II гильдии И. В. Шишкина (да, да, это отец знаменитого русского живописца!) рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом. Именно тогда появились четыре прямоугольных окна в верхней половине башни.
Чёртово городище в Елабуге - то немногое, что сохранилось от эпохи, предшествовавшей татаро-монгольскому нашествию на Булгарию, а затем - и на русские земли.
(чуть подробнее здесь - http://elabuga-city.ru/articles-chertovo-gorodishche.htm)
..........................................................................................................................................
Теперь о самой поездке и работе в эфире. Выехали утром, и как только покинули пределы Свердловской области, попали в проливной дождь, сопровождавший нас практически всю дорогу (Пермский край, Удмуртия, Татарстан). Так как расстояние до Елабуги почти 900 км., дорога в одну сторону заняла практически весь день, но когда есть цель, интерес и ожидающая компания единомышленников, любые неприятности дороги не имеют значения. Да и практически всю дорогу из машины работал RZ9CJ/m, потом /9/м и /4/м. Походный шэк состоял из ICOM-706 и MFJ-1620. Запитка прямо от аккумулятора, лог на бумаге. Сергей работал только на 20-ке, и постоянно жаловался на сильные помехи. При остановке и заглушенном двигателе, помехи пропали. Повесили дополнительное ферритовое колечко на шнур питания. Помех стало поменьше, но тем не менее, полностью избавиться от них не удалось. Как выяснилось позже, уже во время активации, источником помех было китайское автомобильное зарядное, которым я в дороге питал планшет, выполнявший роль навигатора. Должен сказать, что 10-дюймовый навигатор это круто! Если б еще присоска на кочках не отваливалась, было бы вообще замечательно! Так что есть над чем поработать.
В темноте уже добрались до Елабуги, где на въезде в город нас поджидали Евгений (RU4PG) и Сергей (RW4PEM), у которого мы и остановились на ночлег. За рюмкой чая обсудили техническую сторону предстоящей активации (количество и комплектация рабочих мест, антенны и т.д.), после чего RZ9CJ дал шороху на сороковке мемориальным позывным RP67KU (Казанский университет). Его отчет о поездке здесь - http://qrz-e.ru/forum/52-1036-1
Утром 7 мая скомплектовали рабочие места, погрузились в машины и выехали к месту. С высоченного берега открывался шикарный вид на Каму. Так как имелась предварительная письменная договоренность с дирекцией музея (за что им отдельное горячее спасибо), то проблем с размещением на поляне у вала городища не возникло. Пока разворачивали пожитки и определяли места установки антенн, набежал дождь, внесший свою каплю экстрима. Под дождем же и установили и настроили антенны – Inv.V на 40м и 2-эл. наклонную проволочную яги на 20 метров. Не обошлось и без вечных спутников поездок – проблем с техникой. Постоянно глохнул бензогенератор. В итоге пришлось заменить его другим, имевшимся, к счастью, в наличии. Основное рабочее место (14MHz SSB) состояло из Alinco DX-70 и 500-ваттного Ameritronа. Лог – TR4W. Второе место на 7-ку прямо в машине. 100-ваттный трансивер (я с того места не работал, поэтому модель аппарата не отразил. Что то типа Yaesu-857) лог – EQF.
К тому времени, как погода все же решила нас побаловать, рабочие места были развернуты, и в эфир полетело первое CQ: «Всем, здесь RP67KU с берега Камы. Елабуга, Чертово городище». Сменяя друг друга, проработали почти до вечерних сумерек, до 9 вечера. Итогом стало порядка 800 QSO. Иногда рейт доходил до 4-5 связей в минуту. Не во всяком контесте такое встретишь!
Благодаря удачному стечению обстоятельств, за один день удалось организовать и провести как минимум 3 мероприятия – активировать RC-135, отметить День Радио, провести выездное заседание совета РО СРР. Могу смело сказать, что совместная вылазка обеспечила всем присутствовавшим хорошее настроение, новые знакомства и приятные встречи старых друзей. Для некоторых мероприятие стало первым опытом работы в полевых условиях на КВ. На 7 мая 2013 года нас уже снова ждет гостеприимная Елабуга, а ведь в том же Татарстане еще столько крепостей, куда я еще не доехал!
И ненасытный взгляд вновь устремлен на карту, на запад…..
73! de UA9CSA
P.S. Фотографии будут чуть позже, в основном на моем сайте.
Комментарии
хорошая статья.
Хорошие фото. Себя увидел спасибо.
Привет rz9cj.
РС. Сергей rw4pem ушёл
из жизни.
http://ua9csa.jimdo.com/russian-castles/elabuga-site/
RSS лента комментариев этой записи.